Роль государства переходной экономике курсовая

У нас вы сможете загрузить «Роль государства переходной экономике курсовая» в DOC, PDF, LRF, HTML, CHM, RTF, МОВІ, DJVU, PRC JAR, FB2, TXT, AZW3, TCR, EPUB, LIT, isilo!

В рыночной экономике существует тенденция к монополизму, причём существует она объективно, так как обусловлена развитием самого рынка, конкуренции, а также процессом концентрации производмтва.

Монополизация рынка ведёт к снижению общей эффектив- ности экономики, исчезновению стимулов к повышению качества товаров и услуг и снижению их издержек, а также применению достижений НТП.

Поэтому современное государство берёт на себя функцию защиты и стимулирования конкуренции, способствуя таким образом сохранению самого рыночного механизма.

На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее, я посторалась рассмотреть особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естествен- ная монополия существует в тех случаях, когда одна одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счёт масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два ватианта: Цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий.

Путём регулирования цен и качества обслуживания. Но прямое регулирование неоходимо использовать только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может гарантировать лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовые законы. Большое количество антимо- нопольных законов и различных уточнений к ним доказывает их чрезвычайную важность. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренцией, что вызовет банкротства мелких произво- дителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товара, отставанием в научно- техническом прогрессе и много других негативных последствий.

Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкуретной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать своё предприятие более сильным и выпускать больше продукции. Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное и наиболее эффек- тивное соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. Таким критерием является участие в конкуренции на рынке факторов производства: С точки зрения рыночных критериев одинаково справедливым будут считаться как сверхвысокие доходы преупевших в конкурен- ции, так и сверхнизкие доходы неудачников.

С помощью налогов и системы трансферных платежей государство перераспределяет доходы, оказывая помощь нетрудоспособным, престарелым, малоимущим и многодетным. Таким образом государство стремиться ослабить степень социально- экономического неравенства. Однако эта функция государства неоднозначна, она не должна привести к полной ликвидации неравенства, ибо оно является условием эффективного функциониро- вания рыночной экономики.

Admin